Наверх
vorle.ru

Не хочу к психологу

Почему россияне не доверяют «знатокам души»?

Не хочу к психологу

Обращение к психологу или психотерапевту в Европе и США давно стало общепринятой нормой поведения. В России, вроде бы, тоже хватает психологов. Соответствующих специалистов уже десятилетиями готовят и выпускают как в региональных вузах (в том числе в ЦФО), так и в Москве и Петербурге.

Однако для большей массы россиян поход к психологу до сих пор нечто «из ряда вон». Между тем, не надо быть Эйнштейном – достаточно просто быть наблюдательным человеком – чтобы заметить количество «онлайн» и «оффлайн» персонажей, нуждающихся в срочной психологической помощи. Да и чья «биография души» обходится без взлётов и, особенно, без падений?

Почему же россияне предпочитают курить и пить, вступать в ненужные словесные и «телесные» конфликты, терять дорогих им людей, время и деньги, но не обращаться к, вроде бы, дипломированным специалистам, готовым помочь им, часто за вполне вменяемые деньги? Давайте попробуем разобраться.

Я не псих!

Одна из важных причин – нежелание «маркировать себя» как человека, имеющего психологические проблемы. Конечно, людей, которые до сих пор путают психологов с психиатрами, наверное, осталось не так много. (На всякий случай, всё же уточним, что психиатр, в отличие от психолога – это врач, который имеет диплом о медобразовании и соответствующие права, в том числе на выдачу рецептов на лекарства). Однако то, что у этих специалистов, в общем и целом, разные «поляны», понимает далеко не каждый.

Конечно, например, человек с высоким градусом клинической депрессии может стать клиентом как психолога, так и психиатра. Причём первый, в принципе, может предложить пациенту (но, конечно, в мягкой форме) посетить второго. Но основные «клиенты» психиатров – люди с тяжёлыми психиатрическими расстройствами по типу шизофрении – вряд ли когда-нибудь попадут к психологу. Проблемы вроде галлюцинаций или стойкого и однозначного асоциального поведения – не то, чем занимается психолог. К тому же они, с высокой долей вероятности, и сами не захотят обращаться к нему.

Не нужны нам эти западные штучки

Всплеск моды на всё западное, продолжавшийся в России довольно долго (в перестройку, девяностые и несколько первых годов двадцать первого века) явно сошёл на нет. Уступив место офциальному тренду на противостояние и даже противоборство с большинством «западных ценностей». А значит – и с институтом психологии, который всё же скорее вещь «западная», чем наша, отечественная, или тем более «восточная».

Мы все хорошо помним шутки Задорнова об американцах, из-за которых в России ему рукоплескали залы, а в самих США – запретили въезд в страну. (Кстати, иронично, что при этом юморист-патриот спокойно жил в Евросоюзе, хоть и на его окраине, в Латвии, где впоследствии и скончался). Так зачем же русскому человеку всё это непонятное копание в его психике, да ещё и за деньги? Не наше это, не родное. Примерно так думают многие из тех, кто, между тем, действительно остро нуждается в помощи психолога.

Я тебе не верю

К счастью или к сожалению, но современный мир, в том числе и в России, мало располагает людей доверять друг другу. Мы уже привыкли, что повсюду нас ждут разнообразные ловушки, мошенники и тому подобные явления. На самом деле, быть уверенным до конца можно только в себе и, может быть, ещё в ком-то или в чём-то – но точно не в «дяде» или «тёте» со званием «психолог», который (-ая), за твои же собственные деньги, будет расспрашивать тебя о сокровенном. А потом ещё и давать советы, которым хорошо бы следовать.

Всё это как-то в корне не подходит среднестатистическому современному россиянину. Скорее ему подойдёт бессмертный девиз Фёдора Тютчева из стихотворения Silentium – «Молчи, скрывайся и таи». Потому что всё, что Вы скажете, может быть использовано против Вас.

У нас есть свои методы

Да, есть. Правда, не сказать, чтобы они были очень «своими». Курение и алкоголь, жирная или острая пища, физкультура… Или даже постоянные «походы» в церковь. Всё это далеко не русские изобретения. Такими способами пытаются бороться со стрессами и депрессиями, наверное, во всех странах мира. Способны ли они заменить помощь человека, которого, как-никак, пять лет учили в вузе оказывать соответствующие услуги? Давайте оставим право по-своему ответить на этот вопрос каждому.

Многие люди просто не верят в психологию и психотерапию как таковые, считая эти дисциплины чем-то вроде массовых заблуждений. Конечно, такой взгляд тоже имеет право на существование – и, в итоге, отражается на общественном психоздоровье... Как именно? Чтобы найти ответ, достаточно просто внимательно оглянуться по сторонам.

Свою точку зрения на данную проблему изложила наш эксперт - клинический психолог, сооснователь проекта psyelements.ru Светлана Садовникова.

клинический психолог, сооснователь проекта psyelements.ru
Светлана Садовникова

Главных причины, на мой взгляд, две.

Во-первых, в большинстве случаев потому, что людям стыдно. Стыдно признаться, что с ними что-то не так, стыдно обратиться за помощью к квалифицированному специалисту в области психологии.

Людям проще обесценивать собственные проблемы: «Ну что я с какой-то мелочью пойду к психологу-то?», «Ведь ничего такого и не случилось», «Зачем обращать на это внимание?» «Всё пройдёт», «Ну а кому сейчас легко?», «Попробуй порадоваться этому», «Не плачь, оно того не стоит», «Все страдают», «Настрой свой тебе надо менять», и другими подобными фразами. А решение проблем чаще всего ищется ночью на кухне за бутылкой чего покрепче.

Второй путь решения своих проблем, это попытаться сопоставить свою боль здесь и сейчас с предполагаемыми страданиями абстрактных людей. Возможно, знаете эту фразу: «А вот в Африке дети голодают»? – вот это как раз оно. Есть идеи, почему ребёнку должно стать легче на душе от того, что он потерял любимую игрушку здесь и сейчас, если другим каким-то предполагаемым детям в непонятно где находящейся Африке нечего есть? Взрослым людям после такого сложно осознать, что не бывает «незначительных» страданий, которые «меньше, чем у всех».

Если человек чувствует страх, тревогу, печаль, боль, угнетение или меланхолию — это значит, что они точно есть, и у этого есть причина, с которой надо разбираться.

Во-вторых, низкая информированность о современных возможностях в области психологии и психиатрии. И я намеренно упомянула последнюю, потому что за границей психотерапевт имеет право выписывать лекарства, а у нас мало кто из клиентов знает, чем психотерапевт отличается от психиатра, психолога и психоаналитика. Соответственно, кто что может – тоже предмет непонимания, а неизвестность всегда отталкивает и пугает. Сейчас прогресс в медицине и фармакологии шагнул настолько далеко, что даже относительно запущенные случаи с помощью медикаментов, психотерапии и пары месяцев упорной работы клиента над собой могут значительно улучшить качество его жизни. Когда я предлагаю некоторым своим клиентам проконсультироваться у психиатра, у каждого первого округляются глаза и начинается: «Нет, что вы, он поставит меня на учёт», «Я не сумасшедший, не пойду», «А вдруг на работе узнают?», -- таких предрассудков море. Хотя на самом деле, психиатр точно такой же врач, как и терапевт или окулист, и о том, что вы там были, никто кроме вас самих знать не будет и ни на какой учёт людей насильно не ставят.

К счастью, всё больше специалистов из области доказательной медицины ведут блоги или целые сайты о том, с чем они работают. У людей становится больше шансов найти в сети информацию и на её основе решиться на то, чтобы начать заботиться о своём психологическом здоровье наравне с физическим.

10 Обсудить vk 5 Обсудить telegram

Хотите читать наши новости раньше всех?

Новости из приоритетных источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других

Добавить
Печать


Последние новости

Яндекс.Директ



подписка